• 28 нояб. 2018Спорт и здоровье

    “Дайте ребенку свое время, это лучший подарок”: психолог рассказывает, как помочь маленькому спортсмену

    В октябре SportCloud провел вебинар “Психология в спорте: как правильно разговаривать с детьми”. Полтора часа спортивный психолог Анастасия Сторожева рассказывала, как помочь справиться со страхом публичного выступления, что делать, если ребенок не хочет ходить на тренировки и зачем нужно рисовать и писать письма. Здесь вы найдете эти и другие советы, которые помогут вашим детям гармонично развиваться в спорте. 

    Ведите дневник результатов. Не надо сравнивать ребенка с другими детьми из спортивной секции. Лучше вести учет достижений и видеть прогресс относительно собственных результатов. Например, если ребенок занимается циклическими видами, то здесь можно улучшать время. Если мы говорим о координационных дисциплинах, то надо фиксировать сложность элементов. Ребенок должен видеть, что он растет. Так ему будет легче оценивать самого себя, и он поймет, из-за чего действительно стоит переживать.

    Проводите время вместе с ребенком. Задайте себе вопрос: сколько времени я провожу с ребенком? Полчаса? Час в день? Я понимаю, что у вас работа и куча домашних дел. Но очень часто ребенок не хочет ходить на тренировку или болеет, потому что просто хочет побыть дома с мамой. Дети нуждаются в родительском внимании, это их иммунитет. Дайте ребенку свое время, это лучший подарок.

    Будьте для детей примером. Я всегда спрашиваю родителей: а чем вы сами увлекаетесь? И часто слышу: ничем! Откуда тогда ребенок должен брать стремление чем-то интересоваться, чего-то добиваться? Почему ребенок должен ходить на тренировки, пока вы отдыхаете дома после работы? Берите своих детей и идите в парк кататься на велосипедах! Ребенку важно понимать, что в спорте он не один, что вы тоже любите активно проводить свободное время. Убьете двух зайцев: проведете время вместе и покажете пример здорового образа жизни. Ребенок начнет вам доверять.

    семья1

     

    Начните заниматься спортом до школы. В это время ребенок еще не перегружен, а как только пойдет в первый класс, на него свалится большой объем информации. Добавить в этот период еще и новую секцию - значит взвалить слишком тяжелую ношу. В дошкольный период не обязательно тренироваться очень серьезно, а вот выбрать то, что нравится - это важно. Обратите внимание на то, как ребенок двигается. Слышит музыку? Выбирайте танцы, фигурное катание, художественную гимнастику и т.д. Активный и любит общаться с другими ребятами? Отдайте в игровой вид спорта, там можно реализовать свои лидерские качества. Если у малыша нет потребности показывать себя миру или он может долго заниматься одним делом в одиночестве, попробуйте циклические виды. Ну и очевидные вещи: если, например, ваш сын не терпит никакого физического контакта, не нужно вести его в единоборства! Отдайте его в теннис. Там он будет видеть соперника, но никак с ним не будет контактировать. 

    Оценивайте действия, а не личность ребенка. Многие детские страхи связаны с осуждением. Можно бояться осуждения тренера, родителей или партнеров по команде. Часто взрослые (особенно тренеры) оценивают юного спортсмена как личность, а не за конкретное действие. Это неправильно. Говорите не «ты такой-сякой», а ты «должен лучше работать ногами». А родителям советую опять же делать замечания ребенку не с позиции "ты оскорбил сверстника, ты плохой", а говорить именно о деянии: "оскорбления не присущи воспитанному человеку". 

    Забудьте фразу «это всё ерунда». Ребенку часто кажется, что его проблемы очень маленькие по сравнению с большими трудностями взрослых. Поэтому дети так неохотно делятся своими переживаниями. Между тем, эмоции для них – это целый мир. Ни в коем случае нельзя принижать проблемы детей и говорить: это всё забудется через день, это ерунда. После этих слов уж точно ничего не забудется и не пройдет. Наоборот, выслушайте внимательно ребенка и постарайтесь рассказать о своем подобном опыте. Например: «ты знаешь, меня тоже толкали в школе» или «я тоже боялась выходить на сцену в детстве». Ребенок вам откроется, если услышит, что его переживания – это и ваши переживания.

    Дышите вместе с ребенком. Дыхание – один из самых простых и физиологичных способов привести себя в порядок, успокоиться и справиться со страхом, поражением – чем угодно. Сядьте так, чтобы быть на одном уровне с маленьким спортсменом, смотрите ему в глаза и просто дышите вместе медленно и глубоко. Показывайте рукой: вдох-выдох. Это расслабляет грудную клетку.

    психология

     

    Рисуйте с ребенком. Используйте рисунки в любых трудных ситуациях. Самая распространенная в детском спорте - это страх публичного выступления. Любой наш страх – это выдумка, это то внутреннее состояние, которое мы сами в себе взрастили. Надо посмотреть страху в глаза, понять его. Проще всего его нарисовать. Например, сразу станет понятен размер страха. Если он занимает большую часть листа, если он очень клыкастый, с большими глазами, то ребенок явно находится в стрессе. Не пугайтесь того, что таких чудовищ несколько – такое тоже бывает. Обратите внимание ребенка на то, что он сам создал свой страх, а значит, может решить, хочет он жить с этим страхом или нет. Еще надо спросить у ребенка, когда этот страх появляется, за пять минут до выступления, за час, вечером накануне – родителям нужно об этом знать. 

    Если ребенок не хочет ходить на тренировку, можно опять же предложить ему нарисовать себя на занятии. Если малыш рисует себя, твердо стоящим на ногах, с распростёртыми руками, в ярких цветах, то всё хорошо. Если же вдруг ребенок рисует себя самым маленьким по сравнению с остальной командой или же он стоит на рисунке отдельно, то нужно задавать вопросы о взаимоотношениях в коллективе. Может быть такое, что на рисунке тренер изображен в темных тонах, значит, дело в специалисте. Если ребенок тщательно пририсовывает трибуны и зрителей, то проблема в осуждении извне.

    Пишите письма. Напишите письмо от лица страха. Это очень полезно, сделать это я обычно прошу и старших, и младших ребят. В этом письме нужно написать: «я появился у тебя тогда-то, после такого-то случая», – нужно вспомнить, когда и почему появился страх. Тогда ребенок поймет, что он сам это выдумал и взрастил в себе. Еще пусть напишет, для чего нужен этот страх: «я защищаю тебя от такой-то ситуации, я нужен тебе, чтобы ты не был на соревнованиях один». Далее пусть ребенок напишет: «я благодарю тебя за то, что ты у меня был, но я готов от тебя отказаться, чтобы мои результаты стали выше/я мог конкурировать/я могу выходить уверенно на площадку». То есть необходимо понять, что сам ребенок породил страх и вправе от него отказаться. Написали письмо, бросьте последний взгляд, мысленно попрощайтесь и порвите или сожгите листочек.

    Исключите из лексикона слово “заставить”. Очень часто родители меня спрашивают, как заставить ребенка заниматься спортом? Это изначально неверная ситуация. Согласитесь, что в такой позиции вы просите другого человека делать то, что нужно вам. Объясните ребенку, зачем ЕМУ нужно ходить на тренировки/убираться в комнате и так далее. Проговорите мотивацию сына или дочери. Дайте понять, что спорт - это не только высокие достижения, а еще и интересный мир, где можно найти новых друзей, ездить в другие города и страны на соревнования. 

    Бонус. Что почитать о детской психологии? Советую книги Юлии Гиппенрейтер. Она пишет очень доступным языком для родителей, дает практические советы. Например, вы научитесь применять технику активного слушания, которая помогает находить контакт с ребенком в болезненных вопросах. Вы научитесь говорить на языке детских переживаний. Как-то раз ко мне обратился молодой папа, его дочь ходит в первый класс. Очень активная девочка, всегда рисует ярко. Но на всех рисунках персонажей вверху защищает радуга, то есть ребенок создает везде ограниченное пространство. Дала отцу почитать книги Гиппенрейтер, чтобы он задавал ребенку правильные вопросы. Оказалось, что дочка боится чудовищ, зомби, темноты, плюс переживает по поводу школы. А родители даже об этом не подозревали.

     

комментарии