• 03 дек. 2018Гиды по спорту

    Гид по киберспорту

    Киберспорт

    Тип спорта: Индивидуальный и командный
    Место занятий: Зал
    Начало карьеры: 13 лет
    Начало занятий: 13 лет

     

    Содержание:

    Киберспорт и здоровье

    Общая информация о киберспорте

    Советы и мнения экспертов

    Киберспорт и здоровье

    Мы оценили 150 наиболее распространенных детских заболеваний с точки зрения риска для здоровья при занятиях одним из 150 видов спорта, в том числе и киберспортом. В работе использованы рекомендации Минздрава РФ, Российской Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, других медицинских учреждений, а также профильных академий Европы и США и результаты научных исследований.

     

    Медицинские показания

     

    Общая информация о киберспорте

    Всего за одно десятилетие к вечным спорам о религии, политике и глобальном потеплении добавилась еще одна тема, которая также разделила людей на два противоборствующих лагеря. Является ли киберспорт – спортом? Если ориентироваться на реестр официально признанных в России видов спорта, то ответ будет однозначен: да. Компьютерные игры стоят в одном ряду с петанком, скейтбордом и, например, фрисби. А это значит, что некоторая сноровка, масштабная умственная и физическая подготовка, а также определенная комбинация кнопок на клавиатуре и мыши, могут сделать из киберспортсмена заслуженного мастера спорта России. По крайней мере в теории. 

    Впрочем, следует помнить, что успех в этом виде спорта предполагает действительно серьезную работу над собой. Киберспортсмен не похож на стереотипного геймера, который проводит все свое время перед компьютером. Тренировки предполагают развитие интеллектуальных и аналитических навыков, постоянное взаимодействие в команде и физическую активность. А потому недостаточно просто хорошо играть в компьютерные игры, чтобы добиться определенных результатов в киберспорте. И если ваш сын или дочь понимают это, то у них есть будущее в данной дисциплине.

    Плюсы киберспорта

        • Большие заработки. Общий объем мирового рынка киберспорта в 2017-м году составил миллиард долларов. Самый прибыльный турнир называется The International. Его призовой фонд составляет 20 миллионов долларов. Лучшие игроки могут зарабатывать не хуже среднего футболиста российской премьер-лиги. Например, американец Саахил Арора на данный момент получил за победы на различных турнирах 2,6 миллиона долларов. Для сравнения: зарплата полузащитника футбольного клуба «Ростов» Артура Юсупова оценивается в два миллиона евро. Отличия лишь в том, что Арора заработал свое состояние за несколько лет, а Юсупов получает столько каждый год. Тем не менее, в случае с футболистом риск получить травму и завершить карьеру досрочно гораздо выше. 
        • Часть молодежной культуры. Киберспорт становится все более популярным. По некоторым оценкам, через 10-15 лет по размерам зрительской аудитории он может обогнать футбол. Сейчас же данное направление интересует прежде всего молодое поколение, и организаторы соревнований это прекрасно понимают. Киберспорт удачно вплетен в молодежную среду: скажем, «ИгроМир», в рамках которого были представлены новинки игровой индустрии и проведено несколько киберспортивных соревнований, в 2018 году был совмещен с фестивалем современной массовой культуры Comic Con.
        • Сочетание физической и умственной работы. Киберспорт – это не только сотни кликов мышкой в минуту и пристальный взгляд в монитор. Это еще и занятия в тренажерах залах, ведь уровень напряжения во время соревнований предполагают определенный уровень выносливости. Лучшие спортсмены ведут здоровый образ жизни, соблюдают режим и четко регламентирует свое время перед компьютером. Естественно, значительная часть тренировочного процесса связана непосредственно с игрой. Киберспортсмены работают над своей реакцией, разрабатывают тактику и оттачивают командные взаимодействия.
        • Отсутствие серьезных травм. Конечно, киберспорт способен нанести определенный вред здоровью. Но, скажем, любой футболист с продолжительной карьерой за плечами – это спортсмен, который пережил многочисленные травмы, столкновения и падения. Назвать профессионального спортсмена примером здорового человека нельзя. В случае с киберспортом повреждения сводятся к минимуму. Безопаснее в этом отношении разве что шахматы. Но и там можно прищемить пальцы, когда складываешь доску. 
        • Перспективность. Киберспорт развивается динамично, и на сегодняшний день все активно идут разговоры о том, чтобы включить это направление в олимпийскую программу. В планах провести демонстрационные состязания в рамках Игр 2024 года в Париже. Впрочем, Международный олимпийский комитет достаточно консервативен, поэтому неизвестно, чем закончатся переговоры. Киберспорт часто называют чем-то средним между автоспортом и шахматами. Так вот ни шахматы, ни какие-либо гонки в Олимпийскую программу пока не включены.  
        • Доступность. Киберспортсменом можно стать даже с серьезным заболеванием или в инвалидном кресле. Чтобы начать, потребуется только компьютер, игра и доступ в интернет. Игровой компьютер оценивается в сумму от 40 тысяч рублей. Лицензионная версия игры – в пределах нескольких тысяч. Профессиональные киберспортсмены обеспечены всем необходимым за счет спонсоров.

    Минусы киберспота

        • Высокая конкуренция. Преуспеть в киберспорте – значит стать лучше сотен тысяч других игроков. Победа на одном отдельно взятом турнире может быть единственной в карьере, а долго находиться на вершине удается лишь наиболее сильным и известным спортсменам. Самые мастеровитые игроки представляют Южную Корею, где уже в подростковом возрасте некоторым удается зарабатывать благодаря игре в компьютерные игры. Через некоторое время киберспортсменам покоряются мировые турниры, а затем они обычно уступают свое место более молодым и переключаются на тренерскую работу. 
        • Статичность. «Да ты же все время за компьютером сидишь! Иди во дворе в футбол поиграй с друзьями!» - эту реплику, вероятно, слышит каждый начинающий киберспортсмен. И она имеет под собой достаточно оснований. Назвать эту дисциплину подвижной язык не поворачивается. И хотя профессионалы киберспорта стараются вести активный образ жизни, далеко не каждый поступает так же. Поэтому следствием долгих часов, проведенных перед компьютерами, становится в лучшем случае гиподинамия. В худшем возникают более серьезные проблемы со здоровьем. С другой стороны, чем киберспорт отличается от офисной работы? Хотя бы тем, что игра в «Косынку» не приносит денег. 
        • Скептическое отношение в обществе. Футбол, хоккей, шахматы, картинг - все перечисленное ассоциируется со словом «спорт». С компьютерными играми, какими сложными бы они ни были, сколько денег не крутилось бы в рамках этой индустрии, понятие атлетизма как-то не вяжется. И споры о том, чем же является киберспорт, будут сопровождать эту дисциплину еще довольно долго. Да, сейчас практически любой уважающий себя спортивный ресурс старается вести раздел киберспорта. Но даже там в комментариях не утихают разговоры о том, что новостям об игре Dota 2 не место в окружении статей о новой позиции Лионеля Месси, первом звене сборной России по хоккею и лучших биатлонистах Норвегии.
        • Отсутствие методик. Даже в Южной Корее, где киберспорт развит на очень высоком уровне, пока не выработана единая система подготовки спортсменов.Чаще всего все сводится к практике определенных навыков и тактике. Существуют тренеры, которые работают с командой, дают установку, изучают соперников. Но единой методички «Преподавание киберспорта в СДЮСШОР» еще не написали. Как не открыли пока ни одной школы олимпийского резерва, для которой эта сама методичка была бы актуальна.

    Основные риски занятия киберспортом

    Боли в кистях и запястьях. Тяжелых травм в киберспорте нет. Но неприятные ощущения при интенсивной игре возникают у многих. Чаще всего киберспортсмена сопровождают боли в кистях и запястьях. Непрерывные нажатия клавиш и клики мышкой могут привести к неприятным ощущениям. Но к серьезным проблемам со здоровьем это не приводит.  

    Вред для зрения. Один из главных аргументов противников киберспорта. И он справедлив – особенно в отношении тех, кто не контролирует себя во время тренировок и соревнований. Необходимо делать перерывы каждые 30-40 минут, в противном случае боли в глазах не избежать. 

    Нервное напряжение. Киберспорт состоит в большей степени из практики – то есть непосредственно из игры. Матчи могут проходить по несколько раз в неделю, а киберспортсмены вынуждены находиться в крайне сосредоточенном состоянии. Все это приводит к повышенной нагрузке на нервную систему. Чтобы избежать проблем со здоровьем, нужно вести активный образ жизни и чередовать игры с физическим нагрузками. 

    Этапы занятий киберспортом

    6-16 лет

    школьный этап

    Возраст киберспортсмена определяется возрастным цензом самой игры. Некоторые турниры допускают совсем юных участников. Те могут постепенно сформировать свою любительскую команду для обмена опытом и достижения результатов на различных соревнованиях. Прямо сейчас создается своя лига для школьников под эгидой Федерации компьютерного спорта. 

    17-22 года

    студенческий этап

    Для команд предусмотрена студенческая или полупрофессиональная лиги. Проходят первые кемпы – это аналог сборов в киберспорте. В командах важную роль приобретают тренеры, которые редко принимают участие в игровом процессе, но зато помогают добиваться результатов. В планах Федерации компьютерного спорта России сформировать юношескую сборную, которая могла бы представлять нашу страну на международных соревнованиях. 

    после 23 лет

    Профессиональный этап

    Киберспорт становится средством заработка. Тренировки и соревнования проходят на дорогих компьютерах, которые закупаются за счет средств команды или спонсора. Лучшие могут попасть в национальную сборную и принять участие в крупнейших мировых соревнованиях. 

    Советы и мнения экспертов

    Ниже вы найдете советы и рекомендации спортивных специалистов, тренеров и врачей. Они расскажут всё, что нужно знать родителям при выборе дисциплины для ребенка: от первых шагов в спортивной секции до возможных карьерных перспектив. Наши специалисты могут помочь и тем, кто мечтает связать свою жизнь со спортом, и тем, кто занимается для общего развития

    Советы по выбору секции

    Практически все будущие киберспортсмены делают свои первые шаги в этой дисциплине самостоятельно. Иногда они формируют свои команды и постепенно выходят на профессиональный уровень. В определенных случаях они могут обойтись без тренера, а роль наставника берет на себя капитан.

    Спортивные секции у Федерации компьютерного спорта России пока только в планах. На данный момент существуют клубы и команды. Они ищут наиболее талантливых молодых киберспортсменов на основании своих наблюдений и различных игровых рейтингов. Если в легкой атлетике подросток выбирает школу, то в данном случае куда более распространен обратный процесс: команда выбирает игрока. 

    Тренерами становятся бывшие киберспортсмены. Им обычно около 30 лет. Федерация компьютерного спорта России разработала систему лицензирования таких специалистов. Но с соответствующим документом на руках работают очень немногие.  

    Советы тренера по киберспорту

    Шевчуков Александр Шевчуков

    Вице-президент Федерации компьютерного спорта Санкт-Петербурга

    Общие советы и рекомендации тренера

    Киберспорт – это именно спорт, ведь у нас предусмотрена соревновательная составляющая. Как и в футболе, хоккее и шахматах, киберспорт подразумевает тренировочный процесс, в котором задействованы разного рода специалисты. В единой команде трудятся тренеры, психологи и все те, кто в конечном счете обеспечивает результат. Но мы разделяем понятия киберспорта и простого геймерства. Человек может сидеть по 20 часов за компьютером просто в свое удовольствие, не ставя перед собой спортивные цели. Это совершенно точно геймерство, которое мы не поддерживаем. У нас же спортсмен живет в соответствии с четким графиком тренировок и соревнований, у него формируется определенный образ жизни, и он стремится к победам. Это то, что мы пропагандируем. 

    Киберспорт существует в двух независимых направлениях. Одно сформировалось благодаря обширной поддержке со стороны разработчиков самих игр. Они заметили, что по всему миру проходят небольшие любительские турниры, и решили это начинание поддержать. Так они увеличивают аудиторию своего продукта, вовлекая в него все больше игроков. В итоге это переросло в большие турниры.

    Но сейчас все активнее развивается другое направление, которое больше соответствует классическим представления о спорте. Во многих странах были сформированы национальные федерации киберспорта, которые проводят у себя соревнования под своей эгидой. В России появилась Федерация компьютерного спорта, которая создала несколько лиг: студенческую, полупрофессиональную  и профессиональную. Кроме того, мы работаем над школьной лигой. В итоге формируется единая иерархия, но киберспортсмен вполне может игнорировать ее и пойти по первому пути – через турниры от разработчиков. 

    В киберспорте параллельно существует несколько дисциплин, которые напрямую связаны с конкретными компьютерными играми. Это главным образом Counter-Strike, Dota 2 и League of Legends. Практически по всем дисциплинам киберспортсмены из России добиваются хороших результатов. Мы входим в тройку сильнейших в мире. Если говорить о регионах нашей страны, то в авангарде киберспорта находится в числе прочих Петербург, где базируется команда, которая дважды становилась победителем Студенческой лиги. 

    Тренировки в киберспорте проходят в соответствии с определенным планом. Спортсмен проводит за компьютером по 6-8 часов, но каждый случай уникален. Часть занятий проходят индивидуально, часть – в команде. Кроме того, существуют буткемпы. Их проводят в преддверии больших турниров, чтобы сыграться и подойти к соревнованию в оптимальной игровой форме. Что касается физической нагрузки, то она тоже предусмотрена. Некоторые команды практикуют занятия активными видами спорта всем коллективом.

    Тренер готовит команду тактически и практически. Перед ним стоит задача разработать тактику и стратегию на матч и турнир. Тренеру гораздо проще наблюдать со стороны и замечать ошибки и просчеты в игре своей команды. Затем он же разбирает все эти эпизоды, чтобы они не повторились вновь. Кроме того, тренер может распределить игроков на определенные специализации, чтобы те концентрировались на каких-то своих навыках и развивали их. Раньше всем этим занимался капитан. Но появление тренеров сильно изменило киберспорт, ведь команды, где первыми возникла такая должность, оказывались сильнее всех остальных. Обычно тренером становится бывший киберспортсмен после 27 лет, когда он переключается на другой вид деятельности. Но иногда тренер может вернуться за компьютер и продолжить игровую карьеру.

    Мнение врача

    Корнева

    Мария Корнева

    Педиатр, кандидат медицинских наук

     

    Минусы киберспорта:

    1. Низкая двигательная активность. Да, в фотоотчетах с киберспортивных соревнований мы видим некоторых победителей этих чемпионатов с телосложением культуристов. И сейчас ведущие киберспортсмены уделяют очень много внимания  физическим упражнениям и двигательной активности, чтобы восстановиться после нагрузок и улучшить кровоснабжение всего организма. Но это, скорее, аргумент в сторону преимущества классической физкультуры, которая дает киберспортсменам возможность функционировать на более высоком уровне. Пока наш организм эволюционно устроен так, что для гармоничного развития ребенку нужна значительная физическая активность, в ходе которой созревает нервная система, да и все основные системы детского организма. 

    Имейте в виду, что карьера профессионального киберспортсмена - мимолетна. В настоящее время возраст пик активности и высших достижений - 19-20 лет. Годы активных многочасовых тренировок как раз приходятся на детско-подростковый период, когда идет активное формирование нервной системы, поэтому очень волнительно и пока непонятно, как факторы, однозначно возбуждающие и истощающие нервную систему (и с этим не будут спорить самые ярые поклонники киберспорта), будут влиять на психо-неврологический статус растущего организма ребенка и подростка. С активным движением в детском возрасте также связаны развитие счета, письма, мышления, и что очень важно - эмоционально-волевой сферы. 

    2. Опасность формирования патологической зависимости. Увлеченный компьютерными играми спортсмен всегда, в своем роде,  зависим от своей деятельности. Но патологической эта зависимость становится тогда, когда нарушаются социальные взаимодействия, портится характер, нарастает уровень агрессивности. Если вы видите, что от избытка компьютерных игр ваш ребенок явно перевозбуждается, повышается агрессивность в поведении, страдает его физическое здоровье (нарушение осанки, проблемы со зрением, ожирение, частая заболеваемость), социальная активность (ухудшается учеба, контакты с родными, сверстниками), то вам надо принять ответственное решение. Причина патологической зависимости может заключаться в личных характеристиках юных геймеров, особенности нервно-психической конституции, семейном фоне, генетической предрасположенностью к формированию зависимостей. Главная черта поведенческой зависимостью – это потеря контроля над поведением. Вот знак того, что становиться киберспортсменом ребенку не стоит. 

    3. Опасность употребления психоактивных веществ. В 2015 году американский киберспортсмен спокойно говорил: “мы все сидим на аддероле” (психостимулятор, запрещенный в России, - прим SportCloud). А в документальном фильме о киберспорте 2008 года профессиональный игрок перечислил конкретные препараты амфетаминов, популярные среди геймеров. Еще возьмите австралийское исследование 2015 года, проведенное Университетом Бонда и Ассоциацией интерактивных игр и развлечений. Оно показало, что многие увлеченно играющие в компьютерные игры ученики школ уже имеют рецепты на препараты, обладающие стимулирующим действием. В России подобные вещества запрещены к применению. В других странах их используют по показаниям для лечения определенных состояний. Сейчас на всех серьезных турнирах по киберспорту введен допинг-контроль, но все равно он еще не так строг, как в классическом спорте.

    Плюсы киберспорта:

    1. Развитие умственных способностей. А еще скорости реакции, координации, концентрации внимания и т.д. Подтверждения этому факту есть. И если ваш ребенок психоневрологически стабилен, способен соблюдать режим дня, правильно питаться, и имеет в характере сильный волевой компонент, то занятия компьютерными играми могут в дальнейшем принести ему пользу.

    2. Киберспорт дает возможность людям с проблемами социальных контактов позволить себе активную жизнь, общаться, реализовываться. Это, безусловно, верно, но есть и другая сторона. К погружению ребенка в мир компьютерных игр может вести  ситуация, когда ребенок стремится уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий (это называется эскапизм, или есть прекрасный англ. термин daydreaming), что может, например, возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс.  Можно попробовать с помощью психолога определить, какая мотивация у ребенка при увлечении компьютерными играми. Среди мотиваций для игры  могут быть - получение удовольствия, отдых,  конкуренция, социальные мотивации (общение, отношения, совместная работа) и факторы погружения (фантазия, эскапизм). Разберитесь, с какой радости или с какого "перепугу" вашего ребенка тянет в этот виртуальный мир. Или, может быть, вы сами из излишней осторожности и своего спокойствия предпочитаете для своего ребенка вид низкотравматичной активности. 

    3. Достаточно низкий травматизм. По данным ряда исследований это привлекает чрезмерно тревожных родителей, стремящихся избежать реальных спортивных травм для своего ребенка. Хотя у профессиональных киберспортсменов нередки травмы опорно-двигательного аппарата, в основном верхнего плечевого пояса и рук («тоннельный синдром», «локоть программиста» и др.), шейного отдела позвоночника, а также проблемы со зрением,  физическое и нервное истощение. 

    Абсолютные противопоказания к занятиям киберспортом:

    Из-за повышенной нагрузки на опорно-двигательный аппарат, нервную систему и зрение играть в компьютерные игры противопоказано: 

    1. Детям с заболеваниями нервной системы (особенно с эпилепсией), психическими заболеваниями.

    3. Детям с дисплазией соединительной ткани (особенности конституции, сопровождающиеся нарушением осанки, повышенной чувствительностью суставов и связок к нагрузкам).

    4. Детям с проблемами со зрением.

комментарии